Кафедра экономики


Кафедра экономики факультета экономики и управления является структурным подразделением Тверского института (филиала) Московского гуманитарно-экономического университета.

Кафедра экономики создана в сентябре 2015 года в результате объединения кафедры финансов и кредита и кафедры бухгалтерского учета и аудита.

Кафедра экономики готовит профессиональных работников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Экономическое образование обучающиеся получают по направлению подготовки 38.03.01 Экономика профили: «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Нормативный срок подготовки бакалавров - 4 года (очная форма). Продолжительность обучения по заочной форме - 5 лет. Обучающиеся, имеющие среднее профессиональное профильное или высшее образование, могут обучаться по ускоренной программе. Программа бакалавриата предполагает практико-ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности (программа прикладного бакалавриата).

На кафедре осуществляется профессиональная переподготовка и повышение квалификации по программе «Финансовый директор».

Кафедра экономики является выпускающей кафедрой и формирует у обучающихся знания, умения и навыки необходимые будущему специалисту с экономическим образованием в ходе его профессиональной деятельности.

Выпускники кафедры работают в финансовых компаниях, акционерных обществах, банках, в агентствах недвижимости, страховых и туристических фирмах, в коммерческих банках и других организациях.

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 38.03.01. Экономика включает: экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности; финансовые, кредитные и страховые учреждения; органы государственной и муниципальной власти; академические и ведомственные научно-исследовательские организации; учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.

Видами профессиональной деятельности бакалавров выступают:

профиль «Финансы и кредит»: расчетно-финансовая, банковская, учетная.

профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»: расчетно-экономическая, учетная, расчетно-финансовая, банковская.

Выпускник кафедры готов решать следующие профессиональные задачи:

 профиль «Финансы и кредит»

а) расчетно-финансовая деятельность: участие в осуществлении финансово-экономического планирования в секторе государственного и муниципального управления и организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; составление финансовых расчетов и осуществление финансовых операций; осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность; участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления;

б) банковская деятельность: ведение расчетных операций; осуществление кредитных операций; выполнение операций с ценными бумагами; осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций; выполнение внутрибанковских операций;

в) учетная деятельность: документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации; ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации; проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; составление и использование бухгалтерской отчетности; осуществление налогового учета и налогового планирования в организации.

профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

а) расчетно-экономическая деятельность: подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

б) учетная деятельность: документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации; ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации; проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; составление и использование бухгалтерской отчетности; осуществление налогового учета и налогового планирования в организации;

в) расчетно-финансовая деятельность: участие в осуществлении финансово-экономического планирования в секторе государственного и муниципального управления и организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; составление финансовых расчетов и осуществление финансовых операций; осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность; участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления;

г) банковская деятельность: ведение расчетных операций; осуществление кредитных операций; выполнение операций с ценными бумагами; осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций; выполнение внутрибанковских операций.

В результате изучения дисциплин кафедры выпускник, освоивший программу бакалавриата, обладает следующими компетенциями:

общекультурными: способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональными: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК - 3); способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4);

профессиональными компетенциями по профилю «Финансы и кредит»:

а) расчетно-финансовая деятельность: способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово­хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19); способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20); способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21); способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22); способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК-23);

б) банковская деятельность: способностью осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ПК-24); способностью оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ПК-25); способностью осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ПК-26); способностью готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России (ПК-27); способностью вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность (ПК-28);

в) учетная деятельность: способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14); способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15); способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды (ПК-16); способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17); способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации (ПК-18).

профессиональными компетенциями по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»:

а) расчетно-экономическая деятельность: способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-­правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

б) учетная деятельность: способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14); способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15); способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды (ПК-16); способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17); способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации (ПК-18).

в) расчетно-финансовая деятельность: способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово­хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19); способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20); способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21); способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22); способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК-23);

г) банковская деятельность: способностью осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ПК-24); способностью оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ПК-25); способностью осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ПК-26); способностью готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России (ПК-27); способностью вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность (ПК-28)

Кадровое обеспечение

Учебный процесс обеспечивают высококвалифицированные научно-педагогические работники кафедры. Уровень их квалификации соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Более 80 процентов научно-педагогических работников являются штатными. Доля научно-педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, составляет 100 процентов. Доля научно-педагогических работников кафедры, имеющих ученую степень составляет 80 процентов. Для преподавания профессиональных дисциплин привлекаются руководители и работники профильных организаций: ПАО «Балтийский банк», Инспекция Федеральной налоговой системы России, Акционерный Коммерческий Банк «Авангард», ООО «Калининавтодор», ООО НПО «Нисаба», ООО «Эко» и др.

Преподаватели кафедры активно занимаются научно-исследовательской работой в рамках следующих тем НИР: «Основы построения системы бухгалтерского учета и налогообложения: отечественный и мировой опыт» и «Организационно-экономический механизм хозяйствования»; участвуют в научно-практических и научно-методических конференциях, семинарах и других мероприятий, проводимых Тверским институтом (филиалом) МГЭУ, другими организациями и учебными заведениями.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

На кафедре оборудованы учебные аудитории, которые используются для проведения занятий лекционного и семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Аудитории укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории. При проведении занятий используются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим учебным программам дисциплин. Аудитории для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду института.

В учебном процессе используется лицензионное программное обеспечение, которое ежегодно обновляется: 1С:Бухгалтерия, Project Expert и современные профессиональные базы данных и информационная справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе и к электронной информационно-образовательной среде организации. Они обеспечивают возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории института, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда института обеспечивает: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронной библиотечной системы и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; формирование электронного портфолио обучающегося; взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Научно-исследовательская работа обучающихся

Научно-исследовательская работа обучающихся на кафедре организована в научных студенческих кружках, смотрах, конкурсах на лучшую курсовую и выпускную квалификационную работу. На кафедре осуществляют работу два студенческих научных кружка «Оценка стоимости бизнеса» и «Бухгалтер».

Воспитательная работа кафедры

Воспитательная работа с обучающимися призвана способствовать успешному выполнению миссии института: подготовке конкурентоспособных выпускников института, обладающих высокой правовой культурой, социальной активностью, принципами гражданственности и патриотизма.

Целью воспитательной работы является создание социокультурных условий, необходимых для всестороннего развития личности обучающегося, направленных на обеспечение профессионального успеха, формирование общекультурных общепрофессиональных и  профессиональных компетенций.

Задачи воспитательной работы:

  • формирование институтской полноценной социально-педагогической и социокультурной воспитывающей среды;
  • формирование у обучающихся нравственных, духовных и культурных ценностей, этических норм;
  • формирование социально-профессиональной мобильности обучающихся путём сотрудничества и социального партнёрства общественности и государственных структур;
  • воспитание у обучающихся взаимоуважения, гражданственности и патриотизма;
  • сохранение и развитие лучших традиций и выработка у обучающихся чувства принадлежности к институтскому сообществу и выбранной профессии;
  • ориентация на активную жизненную позицию;
  • создание условий для развития волонтёрского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;
  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни и неприятие асоциальных явлений;
  • формирование и активизация деятельности молодёжных объединений.